Новости

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (англ. World Autism Awareness) установлен Генеральной Ассамблеей ООН c 2008 года и отмечается ежегодно 2 апреля.
Цель этого дня – обратить внимание общественности на необходимость содействовать повышению качества жизни людей, страдающих аутизмом с тем, чтобы они могли жить полной и содержательной жизнью в качестве полноценных членов общества.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до 3-х лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра (РАС).
Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.
Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм». В записях застольных бесед афроамериканского оратора Мартина Лютера содержится упоминание двенадцатилетнего мальчика, возможно, страдавшего тяжёлой формой аутизма.
Термин «autismus» был введен швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого термина, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово «αὐτός» – «сам», намереваясь подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий».
Австрийский и американский психиатр Лео Каннер в 1943 году впервые внёс современное значение слова «аутизм» в английский язык.
По данным ВОЗ, один ребенок из 160 детей в мире страдает РАС. Эта оценка является усредненной цифрой, и сообщаемая распространенность значительно варьируется между исследованиями. Однако в некоторых хорошо контролируемых исследованиях сообщаются существенно большие цифры. О распространенности РАС в странах с низким и средним уровнем дохода на сегодняшний день неизвестно.
Судя по эпидемиологическим исследованиям, проведенным за последние 50 лет, распространенность РАС, по-видимому, возрастает во всем мире. Существует много возможных объяснений этого очевидного роста, включая возросшую информированность, расширение диагностических критериев, совершенствование средств диагностики и отчетности.
Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент не ясно, что больше влияет на возникновение РАС: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации. В редких случаях обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врожденные дефекты.
Выделяют 4 группы симптомов раннего детского аутизма, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
1. Полная отрешенность от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребенка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пеленки и даже жизненно важные, витальные потребности – голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
2. Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешенность, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребенок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведет к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем описанные выше дети относящиеся к 1-й группе.
3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребенок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребенок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.
Терапия аутизма
Основные цели терапии — это снижение напряжения в семье, ассоциирующегося с аутизмом, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи — это говорит о том, что любая помощь лучше ее отсутствия. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии при аутизме на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Доступные подходы включают прикладной анализ поведения, использование «моделей развития», структурированное обучение, логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию.
ВОЗ и ее партнеры признают необходимость укрепления возможностей стран содействовать оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех лиц с нарушениями аутистического спектра.
Усилия сосредоточены на том, чтобы:
  • содействовать укреплению приверженности стран и международной информационно-разъяснительной работе в отношении аутизма;
  • обеспечивать руководящие принципы относительно разработки мер политики и планов действий по решению проблемы РАС в более широких рамках обеспечения психического здоровья и помощи инвалидам;
  • способствовать получению фактических данных об эффективных и масштабируемых стратегиях оценки и лечения РАС и других нарушений развития.
ВОЗ: аутизм в вопросах и ответах
Вопрос: всегда ли лица с аутизмом страдают от умственной отсталости?
Ответ: уровни умственной деятельности у людей с РАС варьируются в чрезвычайно широких пределах – от тяжелого нарушения функций до превосходных невербальных когнитивных навыков. По оценкам, около 50% людей с РАС страдают также от умственной отсталости.
Вопрос: как родители могут помочь ребенку с аутизмом?
Ответ: родителям принадлежит важная роль в предоставлении поддержки детям с аутизмом. Они могут помочь в обеспечении доступа к службам здравоохранения и образования и создать обучающую и стимулирующую среду, необходимую для растущего ребенка. Недавно было продемонстрировано, что родители могут также оказывать психосоциальную и поведенческую помощь своим детям.
Вопрос: приводят ли к аутизму детские вакцины?
Ответ: имеющиеся эпидемиологические данные свидетельствуют об отсутствии каких-либо оснований предполагать связь между вакциной против кори-коклюша-краснухи и расстройствами аутистического спектра. В проведенных ранее исследованиях, предположивших наличие такой причинной связи, были обнаружены серьезные недостатки. Сведений, позволяющих предполагать, что какая-либо другая детская вакцина может повышать риск развития РАС, также нет. Кроме того, обзоры фактических данных, проведенные по заказу ВОЗ, показали также отсутствие связи между использованием в вакцинах таких консервантов, как тиомерсал, и РАС.
ГБУЗ «Городская поликлиника», Центр здоровья для взрослых.
Новости